Помощь психолога

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ ДЕТЬМИ (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ):

 

  • Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора Вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося «Я хочу», знайте, что Вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Помогите ему построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для Вашего ребенка вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Вам необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным.

Ложь во спасение.

Нередко на консультации у психолога родители сетуют на то, что ребенок ни о чем не рассказывает, юлит, отмалчивается или попросту врет.

Почему  же ребенок говорит неправду?

О том, что  ребенок нас обманывает, мы замечаем  в тот момент, когда он  нам не подчинился или  неподобающе себя ведет. Лукавить и лавировать ребенку приходится всякий раз, когда  требования взрослых становятся для него слишком жесткими и тесными.  То есть, когда хочет избежать наказания, когда хочет  избавиться от авторитарности взрослых,   когда хочет иметь свое право на тайну, на собственную независимость.

В школе учителя  часто жалуются на поведение ребенка и родители, как правило,  начинают воспитывать ребенка, абсолютно не выслушав его  мнение по поводу произошедшего.

Запрещая ребенку что-то, мы  считаем, что  проявляем заботу о его безопасности.  На самом деле запреты эти и ограничения помогают нам сохранить собственный покой…

Эмоционально реагируя на проступки ребенка, мы вызываем у него страх, который очень скоро делается привычным.  Ожидая крика, грубости, наказания, он, естественно, старается их избежать. И один из способов — вранье.

Одним словом, прямым враньем ребенок спасается от  давления взрослых,  от грубости,  защищается от чрезмерной опеки, закрывается  от повышенной тревожности и нервозности родителей.

Вранье, по сути дела, помогает ему уцелеть как личности.

Поэтому, даже если вы точно знаете, что ребенок обманывает, не спешите выводить его на чистую воду (особенно — на людях!), не торопитесь его наказывать. Подумайте: почему ребенок вынужден защищаться, попробуйте понять, когда и как вы потеряли его доверие, отчего он боится быть с вами откровенным.*

Иногда ребенок спасается обманом не от  людей или обстоятельств, а от жизни вообще…

Вспомним: слово «врать» означает не только обманывать, но и выдумывать, фантазировать; а исходно — колдовать; отсюда и «врач» — тот, кто в старину заговаривал болезнь. Погружаясь в мир фантазии, ребенок уходит от действительности, «заговаривает» ее; в неукрашенном виде она представляется ему враждебной, холодной, грубой и неуютной… Здесь нам нужно быть особенно внимательными и осторожными…*

Все дети фантазируют.  Это хорошо, это говорит о том, что у ребенка  хорошо развито воображение, которое так нужно при овладении учебными знаниями.  Фантазирование  это проявление творческого начала. В этом случае нужно постараться сделать так, чтобы  фантазия получила выражение в рисунках, рассказах, играх…  Хорошо, когда ребенок пишет стихи, сочиняет музыку, рисует, ведет дневник, — к этому надо относиться серьезно и с уважением.  Но иногда  бывают  случаи, когда дети бывают полностью охвачены своими фантазиями, когда мир иллюзий становится единственным миром, в котором они соглашаются жить. Часто так бывает с одаренными детьми. Их одаренность  проявляется только в отдельных предметах, в то время как остальные предметы ему даются с большим трудом.  В школе  приходится нелегко, и преодолеть это несправедливое отношение очень трудно. Ребенок   уходит в фантазии. Выдумывая, ребенок иногда создает себе все то, чего ему не хватает: он воображает себя сильным, красивым, любимым и удачливым.  Иногда так случается,  если в семье появился грудной ребенок.

Как быть в подобных случаях? Нужно ли играть по придуманным ребенком правилам или жестко запретить «фокусы»?

Опыт показывает: прибегая к крайностям, мы лишь усугубляем положение. Всякое необычное поведение ребенка, когда он уже перестает делать различие между игрой-фантазией и реальностью, требует совета специалиста.  Не бойтесь обратиться к психологу или к детскому психиатру, разберитесь с ним вместе, от чего страдает ваш ребенок.  Помните, детская нервная система ранима, и реакция на психическую травму легко закрепляется. Будьте осторожны и внимательны!

Особенно осторожны будьте с иронией в  адрес ребенка.

Ребенок со своим конкретным мышлением любую шутку склонен расценивать как насмешку, тем более  на людях. Если он доверил вам секрет,— отнеситесь к нему бережно, не делайте проблемы своего ребенка предметом разговоров с друзьями.

* Вроно Е. М.Поймите своего ребенка. — М.: Дрофа, 2002. — 224 с. — (Серия «Дрофа» родителям»).